Тарик Тхами: преемственность от учителя к ученику.

В начале 90-х годов прошлого века американец Тарик Тхами заинтересовался йогой. Спустя несколько лет он открыл для себя аштангу-йогу, и вот уже более 18 лет практикует ее. Не так давно он побывал в Алматы на конференции и дал несколько семинаров. Ниже мы приводим отрывки из его беседы со студентами.

 

 

Тарик: - Идея конференции, которую проводят преподаватели аштанга-йоги заключается в обсуждении деталей практики, возможности ученикам задать вопросы. Обычно в майсор классе у нас нет возможности поговорить. Исходя из этого я хочу чтобы студенты чувствовали себя свободно и задавали мне все интересующие вас вопросы. 

 

Вопрос: - Имеет ли смысл медитировать отдельно от практики? Просто сесть в падмасану, закрыть глаза и дышать?

 

Тарик: - Замечательный вопрос. Чем раньше вы начнете медитировать, тем лучше. Но у всех людей разный опыт: например, кто-то приходит в медитацию только после 30 лет занятий йогой. Это очень индивидуально. Знаете ли вы учителя Айенгара? В последнем в  интервью перед смертью он сказал: «Мне понадобилось 30 лет  для того, чтобы научится медитировать». Он гений. Это говорит о том, что медитация - это нелегкий путь. Есть ли у кого-нибудь вопросы, прежде чем мы начнем разъяснение по медитации?

 

Вопрос: - Мне нравится практика. Я справляюсь с дыханием довольно не плохо в Сурья Намаскар А, но вот в форме B мне сложно дышать.

 

Тарик: - Первые 10 лет практики - это уровень 'beginners' (для начинающих), 10-20 лет - это 'intermediate' (продолжающие), от 30 лет практики и больше, возможно, это уже мастер, но все зависит от человека. Очень длинный путь (смеется). Да, согласен начинающим очень сложно сфокусировать одновременно внимание на дыхании, дришти, а еще ведь есть  асаны. Поэтому в практике асаны добавляются по мере развития вашего тела и осознанности. Практикуя постоянно вы сможет правильно сопоставлять дыхание с движением. Все ведь знают историю о черепахе и зайце***. Аштангийцы - это черепахи. Поэтому в практике действуйте медленно, постепенно и постоянно, не отвлекаясь ни на что.  Об этом учил не только Шри К. Паттабхи Джойс, об этом говорится и в Йога Сутрах Патанджали.

 

Однажды заяц встретил у реки черепаху и сказал:

— Давай побежим наперегонки! Назначим награду победителю — корзину самых спелых плодов. Поставим корзину на далекий холм. Кто прибежит первым, тот и съест плоды. Подумала черепаха и согласилась.

Наполнили они корзину плодами, поставили ее на вершину далекого холма, а сами вернулись к реке.

— Бежим! — сказал заяц и покатился со смеху. Он-то знал, что бегает гораздо быстрее черепахи. И черепаха знала, что ей за зайцем не угнаться. Но все же она что было сил заторопилась к далекому холму.

А заяц катался от смеха по траве и никак не мог отдышаться. Наконец, когда заяц пришел в себя, увидел, что черепаха уже взбирается на далекий холм. Припустился за ней вдогонку совсех ног. Да только опоздал. Когда заяц достиг вершины холма, черепаха уже поедала сочныеплоды.

Почему же так получилось?

Черепаха шла к цели не останавливаясь. А заяц валялся в траве и бахвалился. Но хвастуну и быстрые ноги не впрок.

 

Чтобы развить хорошую практику, нужно практиковать постоянно, без перерыва, с полной отдачей и преданностью. При этом практиковать без ожидания. Никаких перерывов. Многие люди начинают практику и бросают, затем опять начинают и бросают. И так постоянно. 
 

Важно: удержать постоянство практики.


Конечно, иногда в жизни происходят сложные моменты и практика становится невыносимой, несопоставимой с жизненной ситуацией. Это нормально. Наша практика адаптируема. Если у вас сложные обстоятельства,  можно ее сократить, облегчить. 

Многие думают, что каждый день нужно практиковать 1,5 часа. Но когда вы не можете полтора часа выделять на практику, можно ее сократить.

Ваша цель - соблюдать постоянство занятий. Практика должна идти в согласии со всем, чем вы занимаетесь в жизни: будь то семья, отношения или работа, а не создавать проблему. 

Представим, что у вас на практику в день есть 30 минут. У вас дети, завал на работе. Делайте Сурья Намаскар А/B и закрывайте практику с заключительными асанами. Этого будет достаточно.

В идеале нужно двигаться по традиции. Выполнять полную практику. Но если нет времени, не бросая практику, можно сократить ее.

В аштанга йоге очень много правил, которые могут привести к тому, что вы станете строгими к себе. На самом деле так не нужно делать, нужно наоборот адаптировать ее и слишком не зацикливаться на правилах, которые есть в системе. Вы должны быть гибкими в мышлении.

Идея “Дхарма” в индийской философии состоит в том, что вы имеете ответственность перед семьей, родными и близкими людьми. Важно сохранить отношения, не разрушать. Каждый должен найти свой собственный баланс, между работой, домом и практикой.
 

Вопрос: - Расскажите пожалуйста об истории Аштанга-Йоги.
 

Тарик: - Конечно. Мы можем растянуть нашу конференцию на несколько часов, но я буду краток. На сегодняшний день “Гуру” аштанга-йоги (согласно индийской традиции "Гуру" означает учитель) является Шарат Джой. Я не индус, но даже имея опыт воспитания в индийской традиции, я никак не могу быть “Гуру”.  
Передача знаний в Индии переходит путем преемственности. В Аштанга йоге существует такой же путь. 
Посмотрите:  

учитель Шарата Джойс – Шри К. Паттабхи Джойс, 
учителем Шри К. Паттабхи Джойс является Шри Т.  Кришнамачарья, 
учителем Кришнамачарья был Рамамохан Брахмачари. 

Это система передачи знаний называется “Парампара”. Шарат учился у своего дедушки с раннего возраста, Шри К. Паттабхи Джойс ушел из жизни в 2009 году,

вел занятия до 92 лет. Именно он ввел систему майсор классов. Раньше классы шли с 4 утра до часу дня. Первые иностранцы с Запада попали к Шри К.Паттабхи Джойсу где-то в 70-х годах прошлого века. Ключевую роль в распространении йоги на западе сыграл Шри Тирумулаи Кришнамачарья. Его три ученика стали основателями трех известнейших школ йоги: аштанга-виньяса йоги (Шри К. Паттабхи Джойс), айенгар-йоги (Б.К.С. Айенгар) и вини-йоги (Дешикачар).  Все эти преподаватели мастерски освоили свои направления йоги и стали легендарными личностями. 
Поговорим о философии. Существует несколько ее видов: 
 

Сангха – это основа йоги, которая включает две концепции: пракрити (физический, материальный мир), пуруша (осознанность и иногда разъясняется как “Бог и Душа”). Можно определить данный аспект как теоретическую часть;

 

Йога – это аспект, который имеет серию техник, которые помогают реализовать настоящую природу реальности. Этот аспект давайте определим как практическую часть. Практикуя йогу вы поймете, что практити есть практити, а пуруша есть пуруша, ваше сознание есть пуруша. Ничего не заканчивается, умирает и изменяется;

 

Ньяйя – это логика, материализм. Ничего не реально, пока вы не увидите и не дотронетесь. Это есть школа данной философии;

Отсутствие дуализма. Наши преподаватели: Шарат, Шри К. Паттабхи Джойс и Шри Т. Кришнмачарьи придерживались этой философии. 


У Шри Т.Кришнамачарьи было удивительное академическое знание всех вышесказанных направлений философий. После того как он познал все теоретические основы, он понял, что ему нужна практическая основа. Он отправился за этими знаниями к преподавателю, который жил в Гималаях: Рамамохан Брахмачари. Он обучался у него семь лет.  Обычно после окончания обучения преподаватель дает поручение своему ученику. Так было и с Шри Т. Кришнамачарьи, ему было поручено: вернуться в мир, создать  семью и обучать йоге людей. Быть семейным человеком. Это ключевой момент в индийской культуре, потому что в йоге зачастую принят путь “отречения”,  когда люди отправляются в лес и занимаются медитацией всю оставшуюся жизнь, отстраняясь от цивилизации.
В то время йога не была популярной в Индии, индусы хотели стать современными, более западными, и они особо не уважали древние, ведические знания, практики.  Шри К. Паттабхи Джойс и Шри Т. Кришнамачари столкнулись с этой проблемой. И большую часть своей жизни они оставались преданными практике.
Обратите внимание на линию правопреемственности. Это длинный и преданный путь. Путь парампары никак не может отразиться в 
разовом посещении одного семинара. Эта преемственность складывается годами. Нужен длительный период практики, и при этом необходимо проявлять уважение к учителю.

Система парампары необходима, по моему мнению, потому что йога – это глубокая практика и эта система преемственности дает уверенность в той 
практике, которую он делает. Это не вера. На основе своего опыта я уверен,что практика работает. Я не знаю всего в йоге. Сам тот факт, что есть люди,
 которые понимают предмет йоги глубже и могут раскрыть некоторые знания для меня, дает некую гарантию того, что система передачи знания будет
непрерывна и неиссякаема. 

И второй момент, почему парампара важна. Именно важность этой преемственности, то есть проявление уважения к учителю поможет вам в вашей практике контролировать эго и гордыню. Когда ты являешься частью преемственности, у тебя не возникнет желания “владеть практикой”, потому что вы ее не создавали. Вы участвуете в ней, но вы не создатель.  За счет такой философии ваше эго усмиряется. Мы преподаватели аштанга-йоги всегда даем дань и уважение своим Учителям: Шарату Джойс, Шри К. Паттабхи Джойс и Шри Т. Кришнамачарьи. 

Третий момент: работая в парампаре, предотвращает вас от вольности создать свое направление в йоге. Например, если я однажды создам новую ветвь в йоге “Тарик Йога” (смеется) и на следующий год приеду со своим направлением, не приходите. В таких случаях, человек считает себя могущественным и дает поле для развития эго и гордыни.

Распространенный случай в мире йоге: ученики прекращают отношения с учителями и создают свое направление. В этом случае нет никого выше их. Они называют себя "Гуру". Это не здоровое отношение.

Важно: смирение, честность и сохранение системы парампары.
 
 
Продолжение следует. 

Text: Sandi Rakh 
Photo: Zhibeq Sharshankulova
Editor: Alya Boranbayeva